Условно все средства можно разделить на те, что созданы для очистки или для смазки. Начнём со средств для очистки: ведь перед тем как велосипед смазывать его нужно почистить.
Что же прежде всего требует очистки? Конечно трансмиссия! Поскольку трансмиссия на большинстве велосипедов открытая, её компоненты загрязняются: пыль и грязь работают как абразив и способствуют большему износу. В частности, изнашиваются цепь, звезды кассет и передние звезды. Для того, чтобы они служили вам дольше, эти компоненты требуют регулярной очистки.
Для очистки цепи и звёзд используются специальные средства. Все они называются очистителями цепи и выпускаются в виде спрея или простой жидкости.
Грязь и пыль с цепи нужно удалять и механически. Вы можете использовать для этого старую зубную щетку или тряпку, что в общем-то крайне неудобно. Намного эффективнее использовать специальную машинку для очистки цепи, которая позволит это сделать быстро и достаточно аккуратно. Принцип работы такой машинки максимально прост.
После того как мы очистили трансмиссию велосипеда, её нужно смазать. Смазка также встречается в виде жидкости или спрея. При смазке трансмиссии мы смазываем только цепь, но не звезды! При использовании спрея нужно это делать достаточно дозированно: много лить не нужно, а направляя струю на цепь, медленно вращать педали. Использование смазки виде спрея достаточно удобно. Основным недостатком такой смазки является то, что ресурс у неё достаточно небольшой. Что касается нанесения жидкой смазки, то здесь процесс чуть более трудоемкий, однако и он не является сложным. Смазку нужно наносить по капельке в каждое звено цепи.
Жидкие смазки существуют как для влажных погодных условий (они более устойчивы к вымыванию водой), так и для сухих погодных условий. Встречается и универсальная смазка, которая подойдет всегда.
Отдельно выделим парафиновую смазку, которая называется Squirt. Она бывает для теплых и холодных погодных условий. Такая смазка достаточно популярна, поскольку хорошо смазывает цепь, и к ней липнет мало грязи. Но, перед тем как наносить такую смазку, цепь кассету и звезды системы нужно как следует обезжирить, иначе такое нанесение окажется просто бессмысленным.
Иногда случается, что на тормозной диск попадает масло и иная смазка. В таком случае эффективность вашего торможения будет стремится к нулю, а это не безопасно! Для очистки дисков от масляных загрязнений существуют специальные средства, которые так и называются – очистители тормозных дисков (Disc Brake Cleaner).
Помимо трансмиссии велосипеда смазывать нужно также подшипники. Для этого существует специальная густая смазка, которую вы можете использовать для переборки втулки велосипеда или рулевой колонки. Также эту смазку можно использовать в резьбовых соединениях для предотвращения их прилипания.
Последнее, о чём хотелось бы упомянуть: существует и специальная паста, препятствующая скольжению. Она используется для нанесения на карбоновые детали, которые не должны скользить друг о друга, например, карбоновый подседельный штырь и карбоновая рама. Кроме того, такая смазка не позволит этим частям «слипнутся» и в последствии облегчит разборку велосипеда.
После того как мы все смазали необходимо удалить излишки. Это делается для того, чтобы на них не налипала грязь, а также во избежание попадания смазки на тормозные диски.